Алфавит остался на политическом поле// Верховный суд РТ оставил татарский язык на основе кириллицы
28 декабря 2004 года

Справка "Ъ". Заявление о признании недействующим закона РТ от 1999 года «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики» прокуратура Татарстана направила в Верховный суд РТ в январе этого года. В марте ВС РТ приостановил производство дела до вынесения решения Конституционного суда РФ, куда депутатами Госсовета РТ был подан запрос о проверке конституционности принятого федерального закона. 16 ноября Конституционный суд России огласил свое решение, признав использование кириллицы в татарском языке не противоречащим Конституции РФ.

Как заявила вчера на заседании коллегии представитель истца старший прокурор Василя Хисамова, принятый в 1999 году республиканский закон вступил в противоречие с принятым в декабре 2002 года федеральным законом №165 «О внесении дополнения в статью 3 Закона РФ “О языках народов Российской Федерации“», согласно которому алфавиты государственных языков республик РФ строятся на графической основе кириллицы. Госпожа Хисамова сослалась также на недавнее постановление Конституционного суда России. В связи с этим Василя Хисамова попросила суд признать недействующим республиканский закон «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики».
Со своей стороны представитель ответчика, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев заявил, что «решение Конституционного суда России носит не правовой, а политический характер». По мнению господина Валеева, в данном случае Конституционный суд РФ нарушил положения российской Конституции и ряда норм международного права, в том числе Страсбургской рамочной конвенции совета Европы о защите национальных меньшинств. Предвосхищая возможное решение Верховного суда РТ, Разиль Валеев сообщил, что «если сегодня суд примет аналогичное решение, оно тоже будет политическим». Господин Валеев напомнил истцу о другом нормативном документе – постановлении Конституционного суда Татарстана от 24 декабря 2003 года, подтвердившем правомочие республики по определению графической основы алфавита татарского языка. На вопрос господина Валеева, каким образом соотносятся два противоречащих друг другу постановления конституционных судов России и Татарстана, Василя Хисамова, несколько растерявшись, ответила, что ей «об этом ничего не известно, но она может подготовиться по этому вопросу».
Впрочем, судья Радик Габдуллин не стал дожидаться формулирования позиции прокуратуры РТ по поводу имеющей место правовой коллизии и после некоторых раздумий признал республиканский закон недействующим.
Как заявил „Ъ“ по окончании слушания Разиль Валеев, он ожидал подобного итога судебного слушания. «Если суд принимает подобные решения, значит, мы живем в неправовом государстве» — заявил он. По поводу своих дальнейших действий, в частности, обжалования решения в Верховном суде России, господин Валеев пояснил, что «мы должны обсудить это на комитете, там и посмотрим». В связи с имеющим место противоречием между решениями конституционных судов республики и России Разиль Валеев заметил: «Не знаю, как они решат проблему, но сегодня на свой вопрос ответа я так и не услышал».
В этот же день председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин на встрече с журналистами в очередной раз озвучил свою позицию по латинскому вопросу: «В Татарстане будет продолжен эксперимент по изучению татарского языка на основе латиницы. Если его итоги будут успешны, можно будет вернуться к этой проблеме» — сообщил глава республиканского парламента, имея в виду законодательное оформление возможности использования латинской графики. «Пусть практика покажет, нужно это или не нужно», — добавил господин Мухаметшин.

Нина Агаева, "Коммерсантъ-Казань"